Здесь можно приводить примеры книг, фильмов, где есть образ копирайтера, философские размышления о его обязанностях или где герой близок копирайтеру по духу.
Копирайтинг в литературе, кино и в жизни
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться22009-09-16 13:31:51
Возвращаясь снова к поднятому в прошлом году вопросу относительно книг. Сама однажды, не прочитав книги, говорила, что такого рода литературу читать не стану, ставя ее в один ряд с женскими детективами и т.п. Пока подруга просто не заставила прочитать Минаева "Медиасапиенс", аппелируя к тому, чтобы я ей сказала, правда ли в жизни все так и есть, как описывает автор: так проводятся рекламные кампании, пишутся статьи и "раздуваются" события. Прочитала. Но только с точки зрения пиарщика, журналиста, и, можно даже сказать, копирайтера. Теперь считаю, что такие книги тоже полезно читать.
Поделиться32009-09-16 14:33:39
Недавно я прочитала статью одного копирайтера, в которой тот объясняет, каким образом на различных рекламных носителях нам доводится наблюдать пресную/глупую/приторную рекламу. Плохая реклама с плохим текстом не обязательно показатель того, что в рекламных отделах работают "пресные креативщики". Попробую пересказать вам эту статью, сохранив при этом весь заключенный в ней юмор (о нижеизложенном наслышана от коллег по работе; с этим сталкиваются все специалисты творческих профессий, работающие на заказчика).
Итак. В главных ролях:
1. Копирайтер (в данной истории и рекламщик в одном лице), имеющий художественное образование, креативное мышление и прекрасный вкус;
2. Клиент, не имеющий художественного образования, но имеющий деньги, из которых сложится зарплата копирайтера, и, конечно же, ось всего и вся - продукт, который надо разрекламировать.
Еще немного информации о клиенте: он отваливает на всю эту рекламную кампанию кучу денег, поэтому рискует и плохо спит по ночам, как следствие – очень заинтересован подробностями деятельности всех участников «рекламного процесса», крайне раздражителен и считает, что он всегда прав. Клиент может заявить: «Давайте уберем красный цвет из этой картинки — он напоминает мне кровь», или: «Давайте исключим из текста слово „странники“ — так нельзя сказать по-русски», или: «Замените в описании электронных часов слово «дисплей» на слово «циферблат».
Ниже приведен пример создания рекламы, какой она была до вмешательства клиента и какой стала после (без крови, странников и с циферблатом).
Шаг первый
Клиент, который производит стиральный порошок «КЛИН», просит создать рекламу для прессы. Реклама должна быть остроумной, интеллектуальной, обращаться к студенчеству и убеждать студенчество в том, что лучше, чем «КЛИН», трусы после госэкзамена отстирывает только водородная бомба.
Шаг второй
Копирайтер (он же и рекламщик) придумывает следующее: абсолютно белый фон. На белом фоне шесть или девять пятен от вина, расположенных рядами. Под каждым пятном название сорта вина, выполненное изящной прописью.
Текст: «Стиральный порошок „КЛИН“ совершенно не разбирается в винах!»
В правом нижнем углу изображение продукта.
Клиент дико хохочет, закатывает глаза, благодарит за отличную работу, жмет руку, называет гением, зовет сотрудников из бухгалтерии, и тем тоже все невероятно нравится.
Шаг третий
Звонит клиент и сообщает, что идея утверждена на высшем уровне, менять ее нельзя, но требуется внести небольшие поправки, а именно добавить в принт изображение семьи.
— Семьи студента? — спрашивает зачем-то копирайтер, чувствуя себя кретином.
— Просто семьи — мама, папа, дочь, сын! — немного раздраженно отвечает клиент, который в этот момент тоже думает, что копирайтер немножечко кретин.
Шаг четвертый
Рекламщик приносит новую картинку, на которой действительно изображена абсолютно счастливая семья: мама, папа, дочь, сын и собака сеттер. Все пятеро улыбаются. У мамы — бокал с вином, у папы — бокал с вином, у сына — бокал с соком, у дочери — бокал с соком, у собаки вывалился розовый язык. Снизу надпись: «Стиральный порошок „КЛИН“ совершенно не разбирается в винах!»
Клиент мрачно смотрит на этот триумф счастья, добра и гармонии, а потом мрачно сообщает, что изображение очень похоже на рекламу вина. Все возражения, вопли и даже танец с маркером, который креативщик исполняет перед доской-чартом, никак не меняют точки зрения клиента. Он просит поменять вино на сок как в изображении, так и в тексте.
Шаг пятый
Рекламщик снова приносит картинку, на которой представлена счастливая семья: мама, папа, дочь, сын и собака сеттер. Все пятеро улыбаются. У мамы — бокал с соком, у папы — бокал с соком, у сына — бокал с соком, у дочери — бокал с соком, у собаки вывалился розовый язык, но, если долго смотреть, кажется, что это тоже бокал с соком. Снизу надпись: «Стиральный порошок „КЛИН“ совершенно не разбирается в соках!»
Клиент амбивалентен. С одной стороны, он ЭТО почти уже любит, потому что идея де-факто теперь принадлежит ему, а с другой стороны, он не может определить, что именно ему не нравится.
— Давайте избавляться от сока, какая-то ерунда получается. Потребитель не поймет, — сообщает клиент с интонацией заботливого отца, который на собственном примере показывает детям, почему не надо есть стекло.
— И как же это будет выглядеть? — недоумевает рекламщик.
— «Стиральный порошок „КЛИН“ совершенно не разбирается…»
— И что это значит?
— Ну как…
— Это же абсурд!
— Вы слишком далеки от народа,- улыбается клиент. — Народ же тоже ни в чем не разбирается, народ любит решительных и храбрых, поэтому реклама должна быть решительной и храброй соответственно…
— …
Шаг шестой
Рекламщик кое-как обыгрывает комментарии клиента, проводит изнурительную фотосъемку, в процессе которой дети не без успеха пытаются развинтить операторский штатив, бокалы бьются, собака писает на белый задник — в суматохе с ней забыли погулять, а она старая, у нее почки и линька, и это очень заметно на слайде. Клиент просит, «чтобы семья вела себя раскованнее и веселее». Половина слайдов оказывается в браке, но это уже не важно, потому что финал близок.
Шаг седьмой
За сорок три минуты до отправки макетов в печать звонит клиент и говорит, что забыл сказать самое главное: ПОРОШОК «КЛИН» НЕ СОДЕРЖИТ ХЛОРА! Он грозит скандалом, обвиняет агентство в срывах сроков и доводит до сведения, что это не его проблема и «хлор» должен быть непременно.
Курьер из типографии уже больше часа мнется в комнате у дизайнеров, и все хотят, чтобы он поскорее ушел.
Шаг восьмой
Счастливая семья с пустыми бокалами. Мама, папа, сын и дочь в пароксизме неестественного, нездорового, беспричинного ликования. Собака смотрит на хозяев с недоверием и тревогой.
ТЕКСТ:
«Стиральный порошок „КЛИН“ совершенно не разбирается и не содержит хлора!»
В правом нижнем углу изображение продукта.
Поделиться42009-09-17 14:58:48
Не перестаю удивляться сложившемуся образу копирайтера в книгах. Прочитав Бегбедера "99 франков"и Ничипурука "Сны сирен"
( главный герой книги- копирайтер одного из столичных рекламных агентств, пересекается в собственном сне с художником, который рисует сны . Приснившийся оказывается реально существующим американцем, который последние 35 лет лежит в коме в одной из клиник. Герой отправляется в мир снов вызволять заблудившегося в саду Сирен художника),
сложилось впечатление, что любимая девушка, дорогие клубы и леденящий порошок в носу — по сути, вот и вся отдушина для копирайтеров. Откуда такое представление о креативщиках рекламного мира? есть ли исключения? или без дополнительного "допинга" невозможно сотворить ничего гениального?
Кстати, есть ещё одна очень интересная книга, называется «Дневник дизайнера-маньяка» (автор Яна Франк), я её недавно начала читать. Отличный материал для пиарщика / арт-директора / дизайнера / копирайтера / рекламиста.
В ней идёт рассказ о достаточно заурядном арт-директоре, внезапно нашедшем вдохновение после увлечения кокаином. Но суть книги не в этом, а в том, где брать свежие идеи и как не загубить любое хорошее начинание.
Отредактировано Анна Джакели (2009-09-17 15:03:16)
Поделиться52009-09-17 23:20:44
Могу добавить к этому списку нашумевшую книгу Тонино Бенаквиста "Сага". Честно говоря, книга мне совсем не понравилась и я бы её не стала сравнивать с Бегбедером Пелевиным и Минаевым, но тем не менее книга именно о копирайтерах!
Книги, может не совсем о копирайтерах, но близкие к этой теме: Пелевин "Ампир В", Минаев "Духless", ну и, думаю, даже в "12 стульях" есть элементы копирайтинга.
По книге Бегбедера сняли фильм. А вот есть история обратная, новелизация: русский фильм "20 сигарет" по которому потом написали книгу. Фильм неплохой и про копирайтеров, книгу не читала.
Ну и ещё, классика жанра, фильм "Wag the dog" (в русском переводе "Плутовство/Хвост виляет собакой"). Фильм про политтехнологов, о скандале вокруг президента США накануне президентских выборов. Думаю, этот фильм можно смело добавлять в список!
Поделиться62009-09-26 13:41:32
В фильме по произведению Маркеса «Любовь во время чумы» главный герой пишет на заказ любовные записки для молодых пар, которые не могут выразить свом чувства на бумаге.
Поделиться72009-10-14 11:58:22
Минаева "Медиасапиенс" прочитала около года назад. Советую всем, также, как и "Духless".
По поводу Пелевина чувства довольно противоречивые.
Вот коллега на работе посоветовал прочитать книгу известного копирайтера Юджина Шварца "Реклама в стиле прорыва". В Интернете нашла выдержку из 1 главы:
«Давайте посмотрим фактам в глаза. Сила, мощь и энергия, которая заставляет рекламу работать и обеспечивать продажи, заключена в рынке, а не в продающем тексте. И исходит она именно от целевого рынка, а не от продающего текста. Продающий текст не в силах поселить в покупателе желание приобретения того товара, который ему попросту не нужен и не имеет для него никакой ценности изначально.
Все, что может продающий текст – это распалить мечты и желания, разжечь страсти, которые уже имеются в сердце, разуме и душе покупателя. И единственное, что может продающий текст – это сфокусировать все уже имеющиеся эмоции целевого рынка вокруг конкретного товара или услуги. Вот в чем подлинная задача копирайтера – направить то, что уже имеется в сердце и душе целевого рынка в нужное русло, а вовсе не в попытках создать что-либо в эмоциональной сфере покупателя… ибо последнее попросту невозможно и абсолютно бессмысленно».
В общем, попробую почитать. Присоединяйтесь!
Поделиться82010-01-24 17:46:10
Нечасто в интернете встретишь пример, как копирайтеры или рекламщики работали над созданием какого-то текста или кампании по продвижению товара/услуги (если не считать, конечно, уже давно сформировавшиеся популярные бренды, об истории которых написана уже не одна книга).
Так вот, один маленький пример:
Уэйд Элджер, копирайтер, DDD Needham Dallas
Поиск рекламной стратегии в некоторых отношениях является наиболее головоломной частью работы сотрудников творческих отделов. Уэйд Элджер объясняет, как он и его партнеры разрабатывали стратегию привлечения в ряды бойскаутов городских подростков:
“Мой коллега, Джей Рассел, и я работаем над тем, что, по нашему мнению, является примером наилучшей современной печатной кампании. Совет десятого округа Органи-зации бойскаутов Америки давно является клиентом DDB Needham Dallas. В настоящее время агентство завершает разработку плана четвертой кампании для этого Совета. Задачей этого года, как и всех прошлых лет, является поиск потенциальных скаутов среди городской молодежи. Какие мотивы могут заставить этих ребят присоединиться к подобной специфической организации? Предлагаемая стратегия заключается в объединении имиджа бойскаутов с представлением об остроте городской жизни. В сущности, мы представляли бойскаутов как банду. Только на этот раз вступление в банду представлялось как нормальный поступок. Мы решили привлечь внимание подростков с помощью плакатов, общая тема которых звучала как “Вполне нормально присоединиться к банде”.
Некоторые плакаты имели, к примеру, такие надписи: “Хочешь вступить в банду? Например, в ту, из которой вышли 16 президентов, 71 сенатор и 126 астронавтов”, “При шести футах и четырех дюймах роста и 450 фунтах веса он мог бы лишить тебя жизни. Но при 28 наградах он спасет тебя” или “Он научился пользоваться ножом в 12 лет. Но еще лучше, что он научился не пускать его в дело”.
На рекламных плакатах изображались бойскауты в их традиционной униформе. Все плакаты были выполнены в намеренно грубоватом стиле и с виду напоминали афиши рок-концертов, расклеиваемые на телеграфных столбах...”